В 1960-х основателю сети пиццерий Domino’s Тому Монагану надоели коробки из тонкого картона, которые разваливались прежде, чем клиент получал еду. Тогда он сделал упаковку из гофрокартона, которую используют в современной доставке и только США выпускает по 3 млрд в год.
26
11 178 просмотров
Скотт Винер
Первые способы доставки
Пицца появилась в Неаполе на рубеже 18 и 19 веков. Изначально она была просто лепешкой с оливковым маслом и травами, затем туда добавили помидоры и сыр.
Блюдо продавали на улицах и на рынках. Пекари отправляли на улицы сыновей развозить пиццу по окрестностям и искать клиентов. Еду они хранили в медных контейнерах, которые часто носили на голове. Тары сохраняли тепло и выпускали пар через крышки с отверстиями.
Блюдо попало в США в начале 1900-х. Первую пиццерию в стране открыл итальянец Дженнаро Ломбарди в Нью-Йорке в 1905 году и продавал блюдо на вынос — его сворачивали в конус и упаковывали в бумагу.
Популярной в стране эта еда стала в конце 1940-х, когда американские военные, служившие в Италии во время Второй мировой, вернулись домой. Многие пиццерии стали предлагать брать блюдо с собой или заказывать на дом. Для этого его клали на плотный картон и помещали в бумажный пакет. Такая упаковка была удобной, но не сохраняла тепло.
Бумажный пакет из 1950-х Worthpoint
С развитием доставки рестораны стали использовать тонкие картонные коробки. Однако из-за пара и появлявшейся влаги они приходили в негодность прежде, чем курьер добирался до клиента. Вдобавок масло просачивалось через дно — приходилось подкладывать дополнительный слой из плотной бумаги.
История гофрированной коробки
В конце 60-х появились компании, которые построили бизнес на доставке. Одна из них — созданная в 1960 году мичиганская пиццерия Domino’s Pizza. Её основатель Том Монаган считал, что упаковки из тонкого картона — плохого качества, и их нужно заменить.
Я ненавидел эти коробки, потому что жар и пар от блюда делали их рыхлыми и влажными.
Том Монаган
В своей книге он писал, что Domino’s должна доставлять пиццу горячей — 65 °C. Чтобы этого достичь, компания ставила обогреватели в автомобилях доставки и внедрила изолирующие теплопакеты.
Но вскоре она поняла, что упаковка — важнее всего. И вместе с производителем коробок Triad Container стала работать над ящиками из гофрокартона — так как они могут быть более устойчивыми к влаге.
Гофрокартон отличается от обычного тем, что состоит из нескольких слоёв: чаще всего двух плоских и одного волнистого между ними, через который может проходить пар.
Структура гофрокартона Eater
Первые образцы окзались недостаточно глубокими — оборудование Triad Container не предназначалось для создания таких коробок, поэтому пришлось его сменить. Так появилась новая версия упаковки.
На ящике должны были быть дырки, чтобы выпускать пар. Компания пыталась сделать отверстия сверху, однако маленькие кусочки картона попадали на поверхность блюда.
Если закрыть пиццу в коробке без дырок, из-за пара сухие её части станут влажными. А если перестараться и выпустить слишком много пара, блюдо остынет.
В конце 60-х к Монагану частно приходил его поставщик Барни Барнс, который сотрудничал с Triad Container, и оправдывался, почему не получается завершить работу. Тогда предприниматель сказал: «Послушай, Барни, в наши дни американские технологии выводят на орбиту космические спутники, и ты говоришь мне, что не можешь пробить отверстие в куске картона?».
Отключить рекламу
Первый банк для бизнеса с ДМС
Откройте счёт за 0 ₽ в «Бланке» для ИП и ООО онлайн за пару минут
Triad Container решила проблему, проделав дырки сбоку, а не на крышке — получились прочные коробки, которые сохраняли тепло и выпускали влагу. Они стоили дешевле старых из тонкого картона, так как использовали меньше материала, например из упаковки убрали круговые подкладки.
«Было приятно отдавать покупателю заказ и чувствовать уверенность в том, что коробка не прогнётся и еда не окажется на полу», — говорил Монаган.
Коробка Domino’s из 60-ых Pinterest
Domino’s и Triad Container не оформляли патент на своё изобретение. Одновременно с Монаганом десятки других людей в США работали над упаковкой из гофрокартона, похожей на вариант Domino’s, пишет The Atlantic.
За 50 лет коробки для пиццы практически не изменились, но эксперименты продолжаются:
В 2009-м Уильям Уиш представил Greenbox: её крышку можно поделить на четыре тарелки, а из основания сделать контейнер для хранения оставшейся еды.
Индийский предприниматель Винай Мехта в 2014 году разработал VENTiT — «дышащую коробку». По его словам, дырки сбоку неэффективны, потому что пар выходит сверху и снизу. Поэтому он проделал отверстия для вентиляции на двух поверхностных слоях упаковка для пиццы от производителя
В апреле 2020 года канадский ресторан Pizza Pizza представил упаковку с механизмом блокировки — чтобы получить доступ к пицце, покупатель должен взломать замок. По идее создателей, так коробка сохранит свежесть еды до тех пор, пока клиент её не откроет.
Дизайн и внешний вид
На первых коробках для пиццы печатали названия или логотип компаний. В конце 1990-х появилась четырехцветная печать, которая, по мнению историка пиццы Скотта Винера, превратила упаковки в искусство. Рисунки делили на голубые, пурпурные, жёлтые и чёрные компоненты и печатали по одному цвету за раз в виде маленьких точек.
В США чаще всего используют для рисунков белый, красный, зелёный, синий, чёрный и бордовый, говорит Холли Дель Ре, которая работает арт-директором в упаковочной компании Freeport Paper и разрабатывает дизайн для коробок с 2004 года. По её словам, печать с использованием других цветов стоит дороже, и большинство владельцев заведений решают не тратиться.
Многие пиццерии заказывают изображения красного и зелёного цвета, так как хотят показаться «итальянскими». Владельцы заведений ожидают, что на коробке будет несколько важных элементов: название, логотип, номер телефона, сайт и слова «Мы доставляем».